monПоследование отпевания монахов имеет следующие отличия от отпевания мирских людей:

1. При отпевании монахов кафизма 17-я разделяется не на три статии, а на две, и в них поются иные припевы, а именно, в конце каждого стиха 1-й статии: «Благословен еси, Господи»; в конце каждого стиха 2-й статии: «Твой есмь аз, спаси мя», а к стихам, начиная со 132-го: «При΄зри на мя и помилуй мя», поется припев: «Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего (рабу Твою)».

2. Вместо канона за усопших поются антифоны степенны всех восьми гласóв из Октоиха (из воскресных последований), и после каждого антифона по четыре стихиры, в которых воспевается смерть Господа нашего Иисуса Христа, как победа над смертью, и возносится моление о усопшем.

3. При пении «Блажен» поются особые тропари, напоминающие о монашеских обетах почившего.

В этих кратких тропарях братия гласом нежной любви умоляет о брате, более дорогом и близком, чем родные братья по плоти: «Постничеством работавшаго Тебе, Христе, и православием на земли, прослави, Спасе, на небеси΄. Мир оставльшаго и в честнéм жительстве пожившаго благочестно, прослави, Спасе, на небесех».

За «Блаженнами» следуют обычные заупокойные Апостол и Евангелие, но их предваряет прокимен в особой редакции: «Блажен путь, в оньже и΄деши, брате, днесь, яко уготовася тебе место упокоения».

4. Из стихир при последнем целовании некоторые (5-10) при отпевании монахов не поются, а заменяются особыми стихирами.

5. При выносе тела усопшего монаха для погребения поется не «Святый Боже...», а стихиры «Кая житейская сладость...» (Большой Требник).

6. Под пение на восемь гласóв этих восьми самогласных стихир (каждую по трижды) гроб с телом переносится на кладбище: у могилы произносятся ектения и молитва, и гроб с телом опускают в могилу.

7. В то время, когда братия бросает землю на гроб, положено петь тропари: «Землé, зи΄нувши, приими от тебе создáннаго рукою Божиею прежде...» Поющие взывают: «Раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче». «Яко же рекл еси, Господи, Марфе: Аз есмь Воскресение, делом слово исполнил еси, из ада призвав Лазаря: сице и раба Твоего от ада воздвигни, Человеколюбче» и т. д. (см. Большой Требник).

Затем братия совершает двенадцать поклонов за усопшего, «скончал временную жизнь, которая вся исчисляется дванадеся΄тым числом часов, как во дни, так и в нощи΄» («Новая скрижаль», ч. 4, гл. 21, § 5).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить