arhПри погребении священников и архиереев бывает погребальный перезвон. При выносе тела из дома и при шествии с ним к могиле перезвон такой же, как при выносе Креста – 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную Неделю и при выносе Плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух, трех раз, затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету читаемых Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон.

Священников и архиереев, находившихся в момент смерти под запрещением, но не лишенных сана, отпевают по чину священнического погребения. Умершего диакона отпевают по чину отпевания мирских человек.

Последование отпевания священников и архиереев по своему составу значительно отличается от чина погребения мирян.

1) После 17-й кафизмы – «Непорочных» и тропарей по «Непорочных» с припевом «Благословен еси, Господи» читаются Апостол и Евангелие. При чтении первого Евангелия обычно ударяют в колокол один раз, при втором – дважды и т. д.

2) Кроме Апостола и Евангелия, положенных при отпевании мирских людей, читаются еще четыре Апостола и четыре Евангелия и, таким образом, при погребении священника бывает пять чтений из Апостола и пять – из Евангелия. Каждому чтению из Апостола предшествует прокимен, а Евангелию – «Аллилуиа». Кроме того, перед первым чтением Апостола положены тропари и степенны антифоны; перед вторым чтением Апостола – седален и псалом; перед третьим – антифоны, псалом, тропарь и седален: перед четвертым – антифоны, псалом и тропарь; перед пятым – «Блаженны». Таким образом, степенны антифоны 6-го гласа находятся перед первым Апостолом, 2-го гласа – перед третьим и 3-го гласа – перед четвертым. Перед вторым Апостолом читается псалом 22-й: «Господь пасет мя...», перед третьим – псалом 23-й: «Господня земля...», перед четвертым – 83-й псалом: «Коль возлюбленна селения Твоя...» При пении каждого стиха этих псалмов повторяется «Аллилуиа». Перед пятым Апостолом поются «Блаженны» с иными тропарями, нежели те, что поются при отпевании мирских людей. Иногда священник сам читает «Блаженны» с тропарями. За каждым чтением Апостола следует чтение Евангелия. После первого, второго и третьего Евангелий произносятся молитвы о упокоении. После четвертого Евангелия поются тропари на «Блаженны», а после пятого Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже...» При соборном отпевании обычно каждое евангельское чтение совершает особый священник, предваряя его возглашением: «Мир всем». Он же читает положенную затем молитву. Каждый Апостол также читает особый диакон, произнося предварительно прокимен.

3) Канон поется с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою...», кроме 3-й песни, в которой вместо: «Тебе на водáх...» поется: «Несть свят, якоже ты, Господи Боже...», и кроме 6-й песни, на которой вместо: «Ят бысть, но не удержáн...» поется: «Бездна последняя...» По 6-й песни канона, после кондака, «Со святыми упокой...», читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуиа». Обыкновенно каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. «Аллилуиа» поют все священники.

4) После 9-й песни канона и малой ектении поются стихиры на «Хвалите», ексапостиларий – трижды и великое славословие: «Слава в вышних Богу...», которое оканчивается словами: «Сподоби, Господи...», то есть то славословие, которое читается в седмичные дни, но поют его священнослужители. По окончании славословия поются стихиры стиховны на все восемь гласов: «Кая житейская сладость...», но не по одной стихире каждого гласа, как при отпевании мирян, а по три. Затем обычно читается разрешительная молитва, после чего лист с ее текстом свивается в свиток и влагается в руку умершего. В заключение произносится ектения: «Помилуй нас, Боже...» и стихиры: «Приидите, последнее целование...», и бывает отпýст.

5) При сопровождении усопшего из храма до могилы поется не «Святый Боже...», но ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель...» В погребальной процессии перед гробом почившего архиерея или священника несут хоругви, Крест и Евангелие, и бывает звон.

6) При погребении архиерея гроб с его телом после выноса из церкви обносят вокруг храма и на каждой стороне совершают краткую литию. Тело умершего иерея обычно обносят вокруг того храма, в котором он служил в последнее время жизни.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить