Должно творить по усопшим третины (поминать в третий день) псалмами и молитвами ради Воскресшего тридневно, – девятины, в воспоминание сущих зде усопших, – Четыредесять дней, по ветхому закону, как иудеи оплакивали Моисея, – и на всякий год должно творить память и раздавать милостыню, в воспоминание усопших (Нов. Скриж. гл. 23 §1 стр. 506).

Примечание. Хотя между апостольскими правилами сего правила нет; но Церковь постоянно следовала указанию сего правила о времени поминовения усопших. Важность сих дней для поминовения усопших объяснена в Синаксаре на субботу мясопустную (Там же).

В память усопшего одного или многих совершается поминовение и во всякое другое время, по желанию требующего (Литургика Смолодов. 327 стр. (изд. 1869 г.).

Кроме частного поминовения, бывает еще общее поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братие от всякого рода и те, которые, будучи восхищены от мира сего внезапною смертию, не сподобились получить напутственных молитв церкви, обыкновенно совершаемых ею при отпевании тел усопших. Такие вселенские поминовения совершаются:

а) в субботу мясопустную;

б) в субботу пред пятидесятницею;

в) в понедельник или вторник на Фоминой неделе (впрочем, это поминовение творится не по правилу церковному, а по обычаю народному) (О богосл. прав. церк. Красноцвет. ч. II, стр. 40, изд. 1862 г.).

г) в субботу, следующую за днем св. Димития Солунского, т. е. после 26-го октября, так называемую Дмитриевскую;

д) в день Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 авг.) собственно творится память о воинах, на брани убиенных (См. Типик.);

Также не должно поминать до пятка вечера на первой неделе великого поста, в неделю Пасхи и в страстную неделю. Сорокоуст, который приходится служить во время поста, отлагается до Фоминой недели (Номок. пр. 169. Типик. послед. недел. сыроп. вечер. и вел. четв. утра).